01:17
Alpha Protocol, альтернативный обзор
Alpha Protocol, 
альтернативный обзор

Программисты, в том числе и в игровой индустрии, обычно называют «альфой» незавершенную версию программы или игры. Поэтому амбициозная ролевая игра с «говорящим» названием Alpha Protocol рефлекторно наводит на мысль «а не сырой ли проект нам подсунули?». На этот вопрос хотелось бы дать односложный ответ, но, к сожалению, простые ответы – это не про Alpha Protocol.

Человек с Золотым Автоматом

Каждый знаток кино и литературы знает, что хороший детектив должен «зацепить» потенциального зрителя буквально с первых кадров или страниц. Видимо, этим же соображением руководствовались сценаристы Obsidian Entertainment, которые в Alpha Protocol сразу показали нам финал. После такого сценарного «удара ниже пояса» даже самый нелюбопытный игрок захочет узнать, с чего же все тут началось: зачем какие-то террористы взорвали пассажирский самолет, кто этот человек в костюме с иголочки, и при чем тут Москва, указанная на обложке, наконец?

А ответов не будет еще долго – Alpha Protocol любит заигрывать с публикой. Флэшбек – и спецагент Майкл Тортон, за которого мы играем, просыпается в какой-то лаборатории. Кто мы, где мы, почему на наш телефон, похожий на PSP, звонит какая-то милая азиатка? Ответы будут потом, а пока надо выбираться из ловушки и докапываться до истины.

После такого цепляющего пролога игру не захочется выключать – уж больно занятно все оборачивается. Чтобы не портить вам впечатления спойлерами, скажем лишь, что сюжет пестрит неожиданными поворотами, яркими персонажами и в него уходишь с головой. Все значимые штампы шпионского кино так или иначе засветились в «Альфе», но причислить эту особенность игры к недостаткам язык не поворачивается по двум простым причинам. Во-первых, умелое цитирование – это хорошо. А во-вторых, ход сюжета «настраивает» сам игрок. Герой под его управлением принимает решения, иронизирует и даже вершит судьбы мира своими действиями. И это, признаться, подкупает не хуже сверхспособностей или огромного арсенала (которые, кстати, тут тоже есть).

Даже второстепенные персонажи игры, кроме совсем уж рядовых 
противников, имеют уникальную внешность.
А вот модели обычных врагов разочаровывают.
Даже второстепенные персонажи игры, кроме совсем уж рядовых противников, имеют уникальную внешность.

А вот модели обычных врагов разочаровывают.

Диалоговая система гениальна в своей простоте. Позаимствовав идеи из Fahrenheit (адвенчуры 2005 года) и Mass Effect, авторы сумели создать самую киношную и реалистичную методику общения с NPS в современных ролевых играх. Здраво рассудив, что собеседник не будет ждать ответа на свой тезис часами, авторы вставили в диалог ограничение по времени. А чтобы игрок cмог уложиться в него, варианты ответов лаконичны и понятны даже ребенку: «шутка», «угроза», «пощадить» и т.д. В результате даже от такой привычной для RPG вещи, как общение с NPC, ощущения получаешь совершенно новые. Да еще умножьте все это на великолепную работу актеров озвучания и подчас гениальные репризы.

Отказавшись от большого мира, по которому можно свободно бродить, авторы хотя и сделали игру внешне похожей на шутеры с видом от третьего лица (с разделением на миссии и подведением итогов в финале каждой из них), но зато избавились от некоторых условностей жанра. Так, ни один из разговоров нельзя переиграть. Слово – не воробей, ляпнули что-то не то – ваши проблемы. Никаких послаблений, как и в жизни.

Последствия принятых решений – это вообще тема, красной нитью проходящая через всю игру. Практически каждый мало-мальски значимый выбор сказывается на происходящем, и исправить допущенную ошибку (а ошибку ли?) уже не удастся, за счет чего «Альфа» может похвастаться выдающейся для жанра реиграбельностью. Множество вариантов концовок и реплик в диалогах зависят практически от всего – даже от последовательности прохождения заданий. Кто в конце концов окажется предателем и какие будут боссы – все это на совести игрока. В этом плане Alpha Protocol даже немного напоминает Fallout (особенно его вторую часть), а это, как вы понимаете, очень хорошее сходство.

Другая схожесть с известной постъядерной RPG – разнообразие. Эта черта Alpha Protocol проявляется во всем – от локаций (которые вышли действительно не похожими друг на друга) до самого геймплея, в котором удачно сочетаются стелс- и экшн-составляющие.

Переписка с союзниками 
не только полезная, но и забавная особенность игры.
Ролевая система проста в 
освоении и действительно влияет на геймплей.
Переписка с союзниками не только полезная, но и забавная особенность игры.

Ролевая система проста в освоении и действительно влияет на геймплей.

Саудовская Аравия, Рим, Москва, Тайвань – список мест действия не кажется таким уж большим, однако и тут подвох: миссий в этих местах хватит на первый Mass Effect. И при этом никаких «трех квестов в четырех одинаковых комнатах» – все предельно разнообразно. Тут и парки, и склады и даже метро – вполне приличный набор для любой качественной игры.

С самими заданиями чуточку сложнее, но концепт впечатляет: каждый без исключения уровень можно пройти как «рэмбо-стайл» (выкашивая всю живую силу противника под корень), так и по заветам Сэма Фишера и Солида Снейка (тихо подкрадываясь и «снимая» врагов поодиночке). Ролевая система при этом весьма гибкая: можно улучшать как навыки обращения с оружием, так и диверсионные умения (аналог невидимости из Deus Ex). При желании их можно сочетать – конечно же если хватит очков на «прокачку» (а они всегда в дефиците). А чтобы геймеру было еще интереснее, Alpha Protocol, в лучших традициях MGS, пестрит боссами. Для любителей головоломок у разработчиков особый подарок – набор разнообразных мини-игр, требующих внимания и усидчивости.

Любителям тактики тоже нашлось убежище – в Интернете. В своих конспиративных квартирах (по одной на каждую страну) герой может выходить в Сеть – пообщаться с союзниками и прикупить снаряжение. В магазинах есть все: костюмы с различными свойствами, оружие, гаджеты, улучшения на все перечисленное и даже разведданные. Последние упрощают прохождение миссий или добавляют информации в чье-то досье – любопытство в игре награждается очками опыта и перками.



Для игроков, плохо понимающих английский язык, локализации – единственная возможность сыграть в ролевые игры. Зная это, компания «1С» выпустила локализацию Alpha Protocol синхронно с мировым релизом, сохранив отличную оригинальную озвучку, и русифицировав тексты субтитрами. Но тут свинью русским игрокам подложила уже Obsidian: субтитры (как русские, так и английские) летят по экрану с нечеловеческой скоростью, и читать их в некоторых сценах решительно невозможно. Переводчики, к сожалению, тоже иной раз слишком сильно ударяются в самодеятельность. Скажем, фраза «He misspelled my name, Torton» в русской версии читается как «Он мое имя неправильно написал, Тортон, УРОД». Есть и орфографические ошибки, и попросту неверно переведенные реплики, и неправильные транскрипции имен (так Мина Тэнг почему-то превратилась в «Майну», хотя все в игре четко произносят «Мина»).

Русские бандиты в
 тренировочных костюмах – аутентичность игры однозначно радует.
Что-что, а арт-декор в игре на высшем уровне.
Русские бандиты в тренировочных костюмах – аутентичность игры однозначно радует.

Что-что, а арт-декор в игре на высшем уровне.
В 
квартирах можно настроить внешность – бороду приделать, цвет кожи слегка
 поменять... Маловато будет.
Для кого-то 
по ту сторону океана это станет откровением, но в России тоже любят 
дискотеки.
В квартирах можно настроить внешность – бороду приделать, цвет кожи слегка поменять... Маловато будет.

Для кого-то по ту сторону океана это станет откровением, но в России тоже любят дискотеки.

Не шмогла…

Все эти дифирамбы как-то плохо стыкуются с оценкой 8 баллов – не правда ли? Если все так распрекрасно, то почему не 10 или хотя бы 9? Увы, на деле не все так радужно, как может показаться.

Начнем с баланса. «Тихое» прохождение во много раз сложнее боевого, поэтому такой выбор либо для упертых «стелсовиков», либо для мазохистов. Провал любой (ЛЮБОЙ!) мини-игры чреват поднятием тревоги. Если поначалу кажется, что взламывать замки на дверях – дело плевое, то ближе к финалу оказывается, что, наоборот, чуть ли не самое сложное во всей игре. Иной раз причина в переусложненности загадок. Но чаще всего чудачит управление мышью в «симуляторе хакера». И это усугубляется безжалостностью дизайнеров: контрольные точки иной раз расставлены так, что по пути игроку встретится как минимум пяток сейфов или компьютеров. Чтобы отсечь умников, которые додумаются до банального бектрекинга (прошел до сохранения – вернулся к сокровищам), персонажу часто приходится спрыгивать с возвышенностей без возможности снова туда забраться. Пропустили файл с данными – все, до свидания.

Хотя тревога – это не так уж и страшно. Враги тут могут и во время жуткого воя сирены мирно продолжать патрулировать окрестности. А могут, наоборот, поднять тревогу, «заметив» фигуру Майкла через стену. Впрочем, если взять способность «незаметность», то эта проблема решается радикальнейшим образом: Тортон, когда его обнаруживают, в буквальном смысле растворяется в воздухе а-ля инопланетянин из фильма «Хищник». К этому можно привыкнуть, но поначалу такие ляпы очень огорчают. Ладно бы это объяснялось действием какого-нибудь особо мудреного гаджета, ан нет – спецспособность, которая на первых порах еще и включается спонтанно. А еще Тортон видит врагов сквозь препятствия. Вот какие нынче пошли агенты спецслужб!

Интернет-магазины Amazon и Ebay нервно курят в 
сторонке.
Майк, подобно Сэму, 
умеет целиться в любые места на теле противников.
Интернет-магазины Amazon и Ebay нервно курят в сторонке.

Майк, подобно Сэму, умеет целиться в любые места на теле противников.

Арсенал героя и набор гаджетов большой и весьма полезный. Есть несколько видов гранат, рация (чтобы отключить сигнал тревоги, прикинувшись патрульным), аптечки и куча стволов – от пистолета с транквилизаторами до автомата и убойнейшей снайперской винтовки. Кстати, с помощью пистолета можно стрелять прицельно вслепую (это не опечатка): спрятавшись за укрытием, спокойно прицелиться в голову врагу и сделать хедшот вообще без угрозы для своей жизни. Это не особый навык, а просто небольшой апгрейд умения. Тортон, кстати, опасен и без оружия. Он обучен и к стенкам прислоняться, и вслепую стрелять, и даже ногами размахивать (между прочим, самый верный способ убрать с пути кого угодно, причем без летального исхода).

Пара слов о противниках. В «мирное время» они ведут себя, мягко говоря странно, но «на войне» показывают класс: выкуривают гранатами из укрытий, прячутся, вызывают подмогу, обходят с флангов… И куда вся эта удаль и «соображаловка» деваются во время патрулирования?..

В отличие от своих подчиненных, боссы сложны, выносливы, но однообразны и унылы. Почти любой бой проходит по нехитрой схеме: главарь стреляет, получает урон, зовет своих «миньонов», бросается в рукопашную, убегает, стреляет – и так далее по кругу. Как вариант: «босс сидит в укрытии, изредка высовывается, а его прислужники появляются из воздуха». Сказать, что это утомляет, – не сказать ничего. Зато только с боссами можно устроить бой в лучших традициях боевиков Джета Ли. С другой стороны, наблюдать, как молодого и прекрасно обученного Тортона нещадно избивает (в прямом смысле этого слова) старик, который раза в два его старше, просто смешно. В такие моменты здорово ощущается отсутствие волшебной кнопки «блок», без которой немыслим рукопашный бой в любой видеоигре.

Даже сюжет, самая сильная часть Alpha Protocol, и тот не обошелся без досадных ляпов. За интригующим вступлением следуют унылые и однообразные эпизоды в Саудовской Аравии, а в финале есть откровенные натянутости, которые сильно режут глаз. Плюс к этому русский язык просто смехотворен. Московские гопники в малиновых трениках (без шуток) общаются исключительно на английском, а на стенах можно увидеть какой-то непонятный бред вроде «нафарлдпфжвл ффпдлуждлф». А ведь в прошлогоднем ролике с грамматикой все было в полном порядке…

В узких коридорах и небольших комнатах враги изображают 
знаменитого тезку главного героя – ходят спиной вперед.
Взлом компьютеров – главное 
препятствие любого шпиона на пути к победе.
В узких коридорах и небольших комнатах враги изображают знаменитого тезку главного героя – ходят спиной вперед.

Взлом компьютеров – главное препятствие любого шпиона на пути к победе.
Всю игру, а вернее московскую ее часть, не 
покидает ощущение, что разработчики любят и ценят классику советского 
кино.
Из каждой квартиры открывается 
вид на город, жаль, что дома картонные.
Всю игру, а вернее московскую ее часть, не покидает ощущение, что разработчики любят и ценят классику советского кино.

Из каждой квартиры открывается вид на город, жаль, что дома картонные.

Ультиматум Тортона

И все же Alpha Protocol по-своему прекрасна. И люди, для которых графика и анимация в играх стоит на втором плане, это оценят по достоинству. Ведь каждый в душе мечтал оказаться в обличье Джеймса Бонда или Джека Бауэра, соблазняя красивых женщин и спасая мир от маньяков. После тотального засилья в жанре RPG фэнтези и sci-fi увидеть настоящую, полнокровную ролевую игру, где действие происходит в современных мегаполисах, – это просто чудо.

Выбрав правильную тему и развив ее подобающим образом, Obsidian на-гора выдала свой первый «авторский» проект, первый не-сиквел. Получилось очень недурно, но, к сожалению, не обошлось без досадных недочетов – как геймплейных, так и технических. Их, впрочем, легко исправить, если разработчики продолжат историю Майкла Тортона. Кто знает, вдруг той самой «игрой мечты» окажется Alpha Protocol под номером 2?



Именно этим простым правилом руководствуется Майкл Тортон. По-другому и не объяснишь его любовь к женщинам и красивым апартаментам в самых разных уголках света. Если с первым все ясно, то про второе нужно рассказать подробнее.

Вместо того чтобы делать полноценный открытый мир со стоящими на одном месте NPC, Obsidian сделала ход конем – и позволила игрокам свободно бродить только по конспиративным квартирам. Чтобы те не обиделись, комнаты сделали по-настоящему запоминающимися. Так, пентхаус в Москве ни при каких условиях не спутать с убежищем в Риме.

Помимо чисто эстетической ценности, дома полезны тем, что в них можно еще и «припудрить носик» нашему агенту. Похоже, Майк носит с собой целый кейс с различными масками и контактными линзами. В вашем представлении идеальный суперагент должен носить бороду а-ля Анатолий Вассерман? Считайте, что это ваш счастливый день!

Клюква 
во всей ее первозданной красе, кстати, оцените автомат в руках Майка – 
подарок из Аравии.
Пропуск 
роликов напоминает ускоренную перемотку на видеокассете – вот она 
киношность во всем.
Клюква во всей ее первозданной красе, кстати, оцените автомат в руках Майка – подарок из Аравии.

Пропуск роликов напоминает ускоренную перемотку на видеокассете – вот она киношность во всем.
Alpha Protocol, альтернативный обзор
Alpha Protocol, альтернативный обзор
Просмотров: 1072 | Добавил: sypremum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar